Главная страница /  Статьи /  

Лесопожарная ситуация в современной России

27-06-2012

В начале 21 века были проведены реформы в сфере лесного хозяйства, и их началом стало введение Лесного Кодекса в 2006 году и ликвидация Федеральной службы лесного хозяйства. В результате, в 2010 году разразилась настоящая экологическая катастрофа. То лето выдалось особенно сухим и жарким, и для эффективной охраны лесов, торфяников и прилегающих к ним деревень не хватило ни людей, ни техники. Кроме того, в центральные органы управления очень долго не поступала достоверная информация, ситуацию скрывали, и даже те ресурсы, которыми располагали соответствующие органы, не могли быть задействованы вовремя. После того несчастливого сезона был принят ряд новых мер по улучшению ситуации с пожарной охраной, давайте посмотрим, что они из себя представляют.

Большая часть улучшений носит региональный характер. Например, большие средства из бюджета были выделены на лесопожарную безопасность Подмосковья, что незамедлительно дало свои результаты. Во многих регионах была закуплена новая техника, но не хватает кадров для работы на ней. При этом растет бюрократический аппарат, ухудшается нормативно-правовая база, возникает ряд других проблем. Возникла ситуация, когда положения «де юро» и «де факто» не совпадают. Официально ситуация с лесными пожарами улучшилась и находится в определенной стабильности, на самом же деле, такая иллюзия создается за счет скрытия информации. В этом году самая тяжелая пожароопасная ситуация складывалась в малонаселенных районах России, что также содействовало радужной картине всеобщего благополучия. Погодные условия пока не позволяют возникать пожарам в центральном районе России, но ситуация в любой момент может измениться.

Чемпионом по искажению данных за сезон 2011 года стала Амурская Область. Данные о пройденных огнем площадях в этом районе занижены в десятки раз. 20 июня этого года прошла пресс-конференция, на которой были озвучены некоторые цифры. Рослезхоз заявил, что, в 2012 году лесные пожары затронули территорию в 746 тысяч гектаров, но по сведениям организации «Гринпис» эта цифра занижена минимум впятеро, так как уже на 20 мая эта площадь составляла 4 миллиона гектаров. Эти подсчеты пока очень приблизительны, так как детальная оценка требует немалых затрат времени и сил, но несоответствие заявленной ситуации и фактической налицо.

По данным Гринпис, площадь лесных пожаров одной только Амурской Области к 31 мая 2012 года составила 2297 тысяч гектаров, что уже втрое превышает официальные данные по всей России. Эти подсчеты удалось сделать благодаря видимым на снимках гарям, поэтому они вполне надежны. В Амурской Области каждый лесной пожар 2012 года официально задокументирован, по нему имеется подтверждающая информация. Отдельные пожары складываются в конгломераты, создавая единую пройденную огнем площадь, по данным Института космических исследований РАН на 4июня на территории Амурской области наблюдалось огромное пожарище площадью более, чем в миллион гектаров – при этом данный регион не рассматривается соответствующими органами, как самый пострадавший от лесных пожаров в этом году. В нем не вводился режим ЧС, о пожарах в данной области почти не сообщалось в СМИ.

Согласно данным дистанционного мониторинга, в мае и июне 2012 года только за сутки территория, охваченная лесными пожарами, могла доходить до сотен тысяч гектаров. В официальной отчетности, однако, это не отражено. В прошлом году было то же самое – по данным Гринпис, площадь средних и крупных лесных пожаров на территории РФ за 2011 год составила не менее 9000 тысяч гектаров, но по официальным данным она в шесть раз меньше. При этом Гринписа не оценивал мелкие пожары, площадь которых сложно определить при помощи космической съемки. Организация направила запрос в органы государственной власти и получила ответ из Федерального агентства лесного хозяйства. Там говорилось, что ряд пожаров не был отражен в официальной статистике из-за отсутствия документов, подтверждающих инструментальный замер площади горения лесов. Это не является правовым основанием, чтобы не включать данную информацию в отчет. Получается, что о пожарах Рослесхозу известно, но в статистику они не попали.

При этом погрешность данных Федерального агентства лесного хозяйства по его собственному утверждению составляет 30%, что дает разброс данных в два раза. Искажены не только данные о площадях горения, но и о пиковых значениях площади. Официальные данные отстают от реальности минимум на 1-2 дня, а в отдельных случаях и больше. Это не позволяет оперативно реагировать на факт возгорания, привлекать помощь и задействовать силы МЧС. Таким образом, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций работает в большей степени не на предупреждение, а на ликвидацию последствий.


Другие статьи