26-03-2015
Занятия по развитию критического мышления проводятся на уроках связной речи и требуют от учителя быть осведомленным в интерактивных стратегиях обучения, уметь делать методический анализ, который требует ответов на следующие вопросы:
- удалось ли четко выделить этапы урока;
- что происходило на каждом из них;
- как были задействованы ученики, что этому способствовало;
- какими были отношения учитель-ученик, ученик-ученик во время урока;
- смогли ли учащиеся самостоятельно организовать свою работу (в парах, группах);
- какими были ответы учащихся;
- как можно оценить эффективность, результативность урока, по каким критериям.
Работа по формированию критического мышления на уроках развития связной речи способствует совершенствованию усвоения знаний языка в целом благодаря его способности аккумулировать знания, которые школьники получают из прослушанного и прочитанного на уроках или вкладывают в самостоятельно созданные тексты (устные или письменные). При этом рекомендуется внедрять игровые технологии, проводить конкурсы, загадки про маму, ребусы и другие интерактивные технологии.
В развитии критического мышления необходимо учитывать все дидактические принципы, потому что пренебрежение хотя бы одним может повлечь ликвидацию учебного процесса в целом.
С целью правильного воплощения всех современных учебных положений учителям стоит помнить о том, что базовыми аспектами обновленной образования являются идеи открытого общества и современное понимание культуры. В рамках такого понимания происходит активное взаимодействие учителя и учащихся. При условии равного партнерства и сотрудничества, понимание идеи ценности ученика как личности есть возможность в обучении объединить процессы развития различных форм интеллектуальной деятельности с совершенствованием всех видов речевой деятельности. Такое обучение ориентирует учителя на формирование у учащихся ключевых умений и навыков:
- работать с информацией, которая постоянно обновляется;
- использовать различные способы интегрирования информации;
- самостоятельно формулировать вопросы и находить на них ответы;
- четко выражать свои мысли, выслушивать позиции других;
- аргументировать свои взгляды и учитывать мнения других;
- самостоятельно приобретать знания и др.
Другие статьи