14-11-2012
Подобная практика уже существует с первого сентября для грузовых и легковых автомобилей, таким образом, удалось удержать на должном уровне цены на импортные машины, и отечественный производитель не пострадал. По словам господина Гутенева, это обычная практика: вступая в ВТО, ни одна страна не прекратила поддерживать собственные базовые отрасли и технические направления, хотя поддержка могла несколько изменить вид. Для России важно также найти свой вариант. За основу предполагается взять уже существующий проект обложения утилизационным сбором импортных автомашин. Будет установлена базовая ставка, к которой будут надбавляться коэффициенты. Ставка будет, скорее всего, в районе 30-35 тысяч рублей, но важно также, чтобы цена техники не ударила по потребителю, оказавшись, внезапно, выше, чем до вступления России в ВТО.
В сопроводительной записке к законопроекту указан достаточно серьезный разброс цен, например, сбор за новые комбайны, трактора, посевные комплексы может составить 60, а может и 450 тысяч рублей, для лесозаготовительных машин эти рамки еще шире: 80-525 тысяч. Для подержанной техники будут предусмотрены повышенные коэффициенты. Взиматься эти сборы будут прямо на таможне при ввозе техники из-за границы. Сбор не будет распространяться на продукцию отечественного производителя, а также на товары предприятий, имеющих заводы на территории РФ. Однако, компании, освобожденные от налога, должны будут гарантировать, что сами утилизируют свою технику, когда у нее истечет срок годности.
Поступившие таким образом в бюджет деньги пойдут на создание инфраструктуры для утилизации отслужившей свое техники. Специалисты считают, что иностранным компаниям не наносится никакого ущерба, так как они получают поддержку от своих государств, в частности, инвестиции для экспорта товаров. Американская компания John Deere, например, тратит на НИОКР в год больше, чем все российские предприятия данного сегмента вместе взятые. Степень износа сельскохозяйственной техники в России уже превысила 80%, строительно-дорожной – 50%, поэтому комитетом при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению серьезно рассматривался вопрос о введении дополнительных сборов и на действующую на территории РФ спецтехнику – чтобы обезопасить работающих на ней специалистов, защитить окружающую среду. Отдельные представители согласны с этой точкой зрения - исполнительный директор Ассоциации «Рослесмаш» Семен Илюшкин заявляет, что из-за границы на российский рынок часто поступает изношенная, иногда и откровенно утильная техника, которую эксплуатируют непродолжительное время, а затем просто бросают в лесу. На такую технику должны быть установлены особенно высокие коэффициенты, чтобы это стало своеобразным «заслоном» для импорта автохлама и негодной продукции.
Кроме того, для решения проблемы поставки некачественной техники необходимо привлечь надзорные органы, институты гражданского общества. На данный момент, инициатива не нашла значительного отклика, хотя пожелания и потребности представителей машиностроительного сообщества должны были быть приняты во внимание и рассмотрены еще на этапе ратификации договора о присоединении России к ВТО. Эта проблема существует уже не один день, к ее решению следовало приступить раньше. Впрочем, депутаты постепенно осознают важность поддержки отечественного представителя и защиты потребителя от массы некачественных товаров. Если президент одобрит законопроект, он поможет сохранить рабочие места на российских предприятиях, создать утилизационную инфраструктуру, открыть новые перспективы развития отрасли сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники.
Другие статьи