Главная страница /  Статьи /  

Госрегулирование оборота круглых материалов

28-11-2012

Нелегальные рубки леса – одна из главных проблем современного лесопромышленного комплекса, борьба с ними – дело утомительное, хлопотное и малоэффективное. Однако нельзя сказать, что никакие шаги не предпринимаются – Федеральная таможенная служба России считает, что помочь может новый закон о госрегулировании оборота круглых материалов. Дошло до того, что «черные лесорубы» заготавливают древесину в промышленных масштабах, они прекрасно оснащены технически, фактически, им ничто не может помешать заниматься своим нелегальным делом. Проблема носит не только экономический характер – хотя урон, наносимый бюджету, колоссален, а компенсируется он за счет средств налогоплательщиков – но и экологический. Нелегальные рубщики не заботятся о лесовосстановлении, им все равно, с какого участка брать лес, как это отразится на экобалансе и экосистеме региона. Но теперь государство, кажется, нашло способ бороться с этой бедой.

Во-первых, необходимо сделать лесозаготовительный бизнес максимально прозрачным, а для этого следует ввести государственный контроль за движением круглого леса. Уже подготовлен соответствующий законопроект, и последние полгода он активно обсуждается в интернете и реальной жизни. Вопросу незаконных рубок посвящаются конференции, он поднимается на круглых столах и обсуждается на выставках, последнее такое мероприятие проводилось в Уфе. На данном мероприятии и было упомянуто, что ФТС России давно работает над методами противодействия нелегальному обороту лесоматериалов. Первый заместитель начальника Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Сергей Метельков рассказал, какие конкретно шаги необходимо предпринять.

Специалист в очередной раз отметил актуальность проблемы для нашей страны, однако предупредил, что достоверных данных о масштабах бедствия у нас нет, так как подобные сведения не раскрываются. Какой процент от всей поставляемой древесины составляет нелегально заготовленная, никто точно сказать не может, зато доступны данные об объемах всего экспорта древесины. За последние три года из России вывозится в среднем около 10-11 миллионов тонн только хвойной древесины в год, около трети от этого количества приходится на Российско-финляндскую границу. Учитывая такие внушительные объемы, несложно догадаться, что процент нелегального товара достаточно высок. В зоне риска находятся приграничные регионы, расположенные по соседству с финской и китайской границами. Господин Метельков уверен, что настало время усилить государственное регулирование лесного бизнеса. Он считает, что это не приведет к негативным процессам в реальном секторе экономики. Необходим ряд мер, чтобы «оздоровить» бизнес. Особенно это актуально в свете грядущего нового Еврорегламента, российским лесоэкспортерам все равно придется подтверждать документально легальность происхождения товара, так что забота государства об этом вопросе пойдет только им на пользу. Еще в 2005 году был проведен эксперимент по созданию системы учета движения всего заготовляемого леса в России.

Он длился два года в двух таможенных управлениях: Сибирском и Дальневосточном. Была введена система электронного поштучного учета лесоматериалов. Те предприниматели, которые учитывали свой товар поштучно, снабжая каждое бревно биркой, получали право на упрощенный порядок декларирования. Таким образом, каждое бревно получало собственный электронный паспорт, 17 российских компаний добровольно приняли участие в эксперименте, который, можно с уверенностью сказать, прошел успешно. Этот механизм по контролю вывоза леса с электронным сканированием каждого бревна прекрасно работал. Были достигнуты интересные результаты – за время проведения эксперимента объем экспорта лесоматериалов увеличился в полтора раза, выросло количество таможенных платежей, а количество административных правонарушений снизилось в три раза. Таким образом, очевидно, что электронная система учета круглых лесоматериалов крайне эффективна и выгодна для всех задействованных сторон: государства, лесопользователей, потребителей. Это нововведение идеально укладывается в общий курс на более цивилизованные способы ведения дел, легализацию бизнеса.

Логичный вопрос: если все так хорошо, почему же тогда эксперимент не перешел в форму постоянно действующей практики? ФТС России тоже не понимает, почему ее инициатива так и не нашла поддержки. Скорее всего, считает Метельков, дело в серьезном лобби со стороны компаний. Однако, отмечает эксперт, подвижки есть, и прямое тому доказательство – закон, разработанный Рослезхозом по поручению правительства РФ. Это значит, что масса работы, времени, средств и сил, затраченных в 2005 году, не пропали зря, а стали основой для дальнейших шагов. Введение электронной системы маркировки лесоматериалов поможет российским предпринимателям выполнять требования Евросоюза. В законопроекте существуют, конечно, и недочеты, в частности – круглые лесоматериалы учитываются без коры, а поштучная маркировка распространяется только на ценные породы деревьев. Работы еще много, главное – что она уже начата.


Другие статьи