10-07-2013
На данный момент главным экспортным направлением для российских производителей является Китай, более 80% объема рынка приходится на страны Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, соответственно, на Европу приходится только оставшиеся 20%. Во многом эта ситуация обусловлена мировым экономическим кризисом 2008 года, от которого многие страны до сих пор не могут оправиться. Россия достаточно быстро встала на ноги, уже в 2012 году с конвейеров наших лесопромышленных предприятий сошло почти 20 миллионов кубометров продукции, однако на внутренний рынок попало едва ли 3 миллиона кубометров этого богатства. Парадокс в том, что все гиганты работают на экспорт, потребности отечественных покупателей обеспечивают малые производства, выработка которых едва достигает 100 тысяч м3 в год. Российский рынок деревянного домостроения практически не развивается, хотя наша страна входит в тройку крупнейших поставщиков пиломатериалов за рубеж. Мало того, на европейском рынке мы тоже не можем серьезно конкурировать с иностранными производителями, так как качество отечественных пиломатериалов часто не соответствует международным стандартам – зато цена на 20% ниже, чем у европейских коллег.
Затраты лесопильного предприятия зависят от множества факторов, в том числе от типа выпускаемой продукции, ее материала и размера, также важна доступность сырья, учитывается стоимость труда рабочих, цена на топливо и электроэнергию, износ оборудования и другие параметры. В нашей стране себестоимость древесного сырья одна из самых низких в мире, и это, конечно, большое преимущество России. Однако, сырье тоже часто поставляется на экспорт, и собственным производителям его уже не хватает, поэтому в некоторых регионах могут быть серьезные трудности с обеспечением производств материалами. После вступления России в ВТО начали действовать программы, нацеленные на поддержку отечественного производителя. Были увеличены таможенные пошлины на вывоз необработанного сырья, зато в рамках тарифных квот пошлины были, наоборот, снижены, что неминуемо повлечет за собой дефицит пиломатериалов. Причем квоты распределяются между Европой и другими странами неравномерно, для их расчета действуют разные нормативные документы. Достаточно сказать только, что страны ЕС получили в прошлом году 12 лицензий на экспортные пиломатериалы, а все остальные страны – 586.
Дешевое сырье – первое и последнее достоинство отечественной лесной промышленности. Цены на транспортные услуги раза в два выше, чем за границей. На предприятиях используется устаревшее оборудование, соответственно, производство теряет и в количестве, и в качестве. В соседней Швеции, например, показатели производительности в 6 раз выше, чем в нашей стране. На ключевых экспортных рынках наши производители не имеют своих представительств и офисов продаж. На самом заводе или комбинате часто отсутствует оборудование, позволяющее оценить внутреннее состояние материала и структуру пиловочника. Экономическая эффективность производств невысока, так как на отечественных предприятиях, чаще всего, не налажена комплексная переработка древесины. В Европе введены новые требования по классификации пиломатериалов, поэтому, чтобы не возникло проблем со сбытом на международном рынке, необходимо как можно скорее установить соответствующую технику.
Другие статьи