Главная страница /  Статьи /  

Рынки сбыта лесоматериалов

10-07-2013

Каждый год в Москве проходит выставка «Лесдревмаш», на которой не только вниманию общественности представляются последние достижения промышленности, но и проходят конференции, круглые столы, обсуждения. На последнем таком мероприятии рассматривались перспективы развития лесопиления в России и актуальные и потенциальные рынки сбыта такой продукции. Этот насущный вопрос вызвал оживленные дискуссии, представители более 12 компаний собрались вместе, чтобы высказать свое мнение. Модератором конференции был завкафедрой технологии лесопиления и сушки древесины СПбГЛТУ Анатолий Чубинский, он выступил первым, представив на суд публики доклад с анализом ситуации на современном отечественном рынке лесоматериалов. Большинство российских производителей в этой отрасли ориентированы на экспорт своей продукции, но низкое качество производимых пиломатериалов препятствует этой цели. Также сильно затрудняет продажу продукции за границу отсутствие на комбинатах современных рентгеновских или томографических аппаратов, которые могут вовремя и эффективно выявить внутренний брак. Еще один проблемный момент – дисбаланс цен на сырье и пиломатериалы, кроме того, во многих регионах не налажены транспортные коммуникации, перевозка пиловочника достаточно дорогостояща.
На данный момент главным экспортным направлением для российских производителей является Китай, более 80% объема рынка приходится на страны Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, соответственно, на Европу приходится только оставшиеся 20%. Во многом эта ситуация обусловлена мировым экономическим кризисом 2008 года, от которого многие страны до сих пор не могут оправиться. Россия достаточно быстро встала на ноги, уже в 2012 году с конвейеров наших лесопромышленных предприятий сошло почти 20 миллионов кубометров продукции, однако на внутренний рынок попало едва ли 3 миллиона кубометров этого богатства. Парадокс в том, что все гиганты работают на экспорт, потребности отечественных покупателей обеспечивают малые производства, выработка которых едва достигает 100 тысяч м3 в год. Российский рынок деревянного домостроения практически не развивается, хотя наша страна входит в тройку крупнейших поставщиков пиломатериалов за рубеж. Мало того, на европейском рынке мы тоже не можем серьезно конкурировать с иностранными производителями, так как качество отечественных пиломатериалов часто не соответствует международным стандартам – зато цена на 20% ниже, чем у европейских коллег.
Затраты лесопильного предприятия зависят от множества факторов, в том числе от типа выпускаемой продукции, ее материала и размера, также важна доступность сырья, учитывается стоимость труда рабочих, цена на топливо и электроэнергию, износ оборудования и другие параметры. В нашей стране себестоимость древесного сырья одна из самых низких в мире, и это, конечно, большое преимущество России. Однако, сырье тоже часто поставляется на экспорт, и собственным производителям его уже не хватает, поэтому в некоторых регионах могут быть серьезные трудности с обеспечением производств материалами. После вступления России в ВТО начали действовать программы, нацеленные на поддержку отечественного производителя. Были увеличены таможенные пошлины на вывоз необработанного сырья, зато в рамках тарифных квот пошлины были, наоборот, снижены, что неминуемо повлечет за собой дефицит пиломатериалов. Причем квоты распределяются между Европой и другими странами неравномерно, для их расчета действуют разные нормативные документы. Достаточно сказать только, что страны ЕС получили в прошлом году 12 лицензий на экспортные пиломатериалы, а все остальные страны – 586.
Дешевое сырье – первое и последнее достоинство отечественной лесной промышленности. Цены на транспортные услуги раза в два выше, чем за границей. На предприятиях используется устаревшее оборудование, соответственно, производство теряет и в количестве, и в качестве. В соседней Швеции, например, показатели производительности в 6 раз выше, чем в нашей стране. На ключевых экспортных рынках наши производители не имеют своих представительств и офисов продаж. На самом заводе или комбинате часто отсутствует оборудование, позволяющее оценить внутреннее состояние материала и структуру пиловочника. Экономическая эффективность производств невысока, так как на отечественных предприятиях, чаще всего, не налажена комплексная переработка древесины. В Европе введены новые требования по классификации пиломатериалов, поэтому, чтобы не возникло проблем со сбытом на международном рынке, необходимо как можно скорее установить соответствующую технику.


Другие статьи